Поиск:
00:10, 18 августа 2017, пятница
Версия для слабовидящих

История

В 30-е годы 20 века на заре индустриализации, задумав завод-гигант Уралмаш, строительная компания УралмашСтрой (директор А.П. Банников) начала строительство завода, какого ещё в мире не видели. Приехали новые люди — строить новую жизнь. Теоретики социализма считали, что, создавая новую общность людей, которая впоследствии будет названа «советский народ», нужно изжить пережитки и формировать нового человека. Существовала теория, что чем дольше люди, объединённые профессиональной идеей, будут находиться вместе и в быту в том числе, тем сплочённее будут бригады, они будут понимать друг друга не только по деловым качествам: зная, что за сегодняшним выполнением/невыполнением плана стоят какие-то семейные неурядицы, неудобства, и понимая, к этому будут соответственно относиться (революционные романтики полагали, что при социализме не будет места индивидуальным кухням — все будут питаться в общих столовых). Поэтому первые дома будущего соцгорода строились без кухонь и без ванн. Кухни и бани, заменяющие ванные, — должны были быть в общем использовании той же бригады рабочих. Таким образом, строились бани, в которые ходили, видимо, «побригадно». По тому же принципу была построена «Фабрика Кухня».

Предполагалось, что пока мужья доблестно трудятся на заводе, жёны их совместно готовят обед. Готовят, накрывают, встречают бригаду и все вместе трапезничают. И это должно было их объединять.

Сначала была построена «Фабрика Кухня», на которой нужно было продукцию производить. Потом к «Фабрике Кухня» было пристроено в 1936 году здание современного ЦК Орджоникидзевский. И это был ресторан-столовая. Был большой праздничный зал, обеденный зал для бригад, зал для инженерно-технических работников, зал для гостей, обеденный зал для детей. Всё было предусмотрено для любых категорий граждан, чтобы они чувствовали себя комфортно в своей среде.

Проектировала здание как «Фабрику Кухня» группа немецких архитекторов, выпускников знаменитой архитектурной школы «Баухауз», в составе который был Бела Шефлер (считается автором проекта этого всего комплекса).

На заводе была пущена первая очередь, хотя строительство ещё продолжалось. Был организован клуб на 450 мест при заводе, что очень мало для такого гиганта. В 1936 году состоялась партийная конференция на Уралмаше. Прибывшему на неё министру тяжелого машиностроения, члену политбюро Серго Орджоникидзе был задан вопрос: «Завод-гигант, с огромным будущем, такая стройка могучая — а у завода нет клуба… Рестораны — строим, а клуба достойного, чтобы люди могли духовно себя реализовать — нет?»

Серго Орджоникидзе взял слово и сказал, что, посоветовавшись с активом города, области (тех, кто был на конференции) и руководством завода, приняли решение: построенный ресторан-столовую переделать в Дом Культуры, организовать клуб, достойный трудящихся УралмашЗавода и присвоить ему имя нашего великого любимого… Народ в едином порыве встал в зале с криками «Сталина!». На фасаде клуба было выбито рельефом «Клуб имени Сталина».

Позже был пристроен большой зрительный зал. Но этот зал примыкал к «Фабрике Кухня». Таким образом, уже были построены два параллельных друг другу здания, одно принадлежало Дому Культуры, другое — «Фабрике Кухня», а соединял два корпуса этот зрительный зал. Для того, чтобы сделать сцену, пришлось поднять потолок. Пристроенный зал встал на баланс УралмашЗавода. «Фабрика Кухня» к тому моменту уже была передана к городскому тресту ресторанов и столовых и стала городским достоянием общественного питания. За сценой не было части, где размещались бы артисты и обслуживающие службы. Тогда второй этаж был арендован УралмашЗаводом у треста ресторанов. Там располагались творческие коллективы, гримерки, костюмерные и так далее. А нулевой и первый этаж остались за трестом ресторанов — там расположилась «17-ая столовая» со всеми своими службами. Второй этаж стал присценной частью дворца. УралмашЗавод в свою очередь отдал в аренду тресту ресторанов этаж здания, находящегося по адресу: Ильича, 2 (сейчас там находятся суд и прокуратура). Таким образом, организации платили друг другу аренду.

Когда встал вопрос о приватизации завода, все непроизводственные ресурсы было решено с баланса завода убрать —иначе завод не смог бы выжить в новых условиях. Возникла необходимость передать Дом Культуры на баланс Управления культуры. Директор завода Виктор Викторович Коровин сказал: «Если мы вытащим завод — мы потом вытащим и дворец, а если сейчас, обременённые дворцом, садиками, общежитиями, стадионом (прим. весь соцгород Уралмаш был на балансе УралмашЗавода) — мы это не сбросим и не уберем из стоимости продукции, наша продукция станет нерентабельной, неконкурентоспособной и это погубит весь завод. Поэтому передадим вам, будем помогать, ну а когда ситуация выправиться — заберем обратно на свой баланс».

В 60-е годы 20 века на партийную конференцию приезжает председатель совета министров СССР А.Н. Косыгин, и к нему обращаются с вопросом: «Завод убрал Дом Культуры с баланса, из ресторана-столовой сделан клуб, тогда как у всех таких огромных предприятий новые огромные дворцы с нормальной сценой». В то время все сопоставимые с УралмашЗаводом по значимости предприятия имели новые современные дворцы. По предложению обкома партии и руководства Уралмашзавода было принято решение построить в соцгороде Уралмаш Дом Культуры по индивидуальному проекту, который и начал возводиться со смешной сметной стоимостью и за счет средств соцкультбыта. Со строительством тут же возникли проблемы — денег хватило только на фундамент. Целых 13 лет стройка была заморожена.

В 1978 году партийная конференция снова проводилась в зале Дворца Культуры Уралмаш, на которой присутствовали первый секретарь Свердловского обкома партии Б.Н. Ельцин и министр тяжелого и транспортного машиностроения. И также, как на предыдущих конференциях, встал вопрос о замороженной стройке Дворца Культуры. После перерыва Б.Н. Ельцин вместе с министром вышли к аудитории со словами: «Мы построим этот дворец! И следующая партийная конференция пройдёт в здании нового дворца» (прим. конференции проходили в 4 года).

Зиновия Абрамовича Милявского с 1 января 1978 года пригласили стать директором строящего здания и следующая партийная конференция проходила в новом дворце.

З.А. Милявский воплотил в жизнь идею концерна культуры — когда все учреждения культуры, входящие в концерн, являются юридическими лицами, отвечают юридически за то, что они делают, но делают они это по единому плану. Например, библиотека в обязательном порядке делает подборку документов к празднику завода, проводит выставку книг об Уралмаше. Музей подбирает материалы и делает спец.экспозицию. Детская самодеятельность делает вместе со взрослыми общую постановку того, что заказано руководством концерна. У этих маленьких учреждений появляется единое руководство, которое понимает, чем они занимаются, как скоординировать их работу. Таким образом, в концерн вошли все клубные учреждения заводов и организаций производственного объединения «Уралмаш».

Когда Дворец Культуры (на Ильича, 2) построили, в него «переехал» коллектив Дома Культуры Уралмаш, а Дом Культуры школьников получил новые возможности в здании нынешнего ЦК «Орджоникидзевский» —расширилась библиотека, был создан музей. Старый ДК стал одним из филиалов концерна.

После передачи заводом всех помещений концерну культуры, несколько лет концерн пытался выживать, что в той экономической ситуации стало практически невозможным. Было решено отдать Дворец Культуры (на Ильича, 2) областному министерству культуры, впоследствии там был организован дворец народного творчества.

Здание нынешнего ЦК «Орджоникидзевский» (ранее Дом Культуры школьников) осталось в концерне, но ... без финансирования. Появилась идея отдать его городу. Ольга Васильевна Красовская (зав. отделом культуры района), глава района Яков Евгеньевич Спектр и З.А. Милявский обратились к А.М. Чернецкому и договорились, что Дворец передается безвозмездно городу, а город берет его на содержание, делает ремонт. Условия были приняты, здание принято на баланс города и организован ЦК «Орджоникидзевский».

В данный момент здание приводится в порядок, практически признано памятником, из фонда защиты памятников выделены средства на его ремонт. А пока решаются сложные фининсовые и организационные вопросы, молодой ми инициативный коллектив ЦК «Орджоникидзевский» продолжает работу, начинает новые интересные проекты и всегда готов к сотрудничеству. Не даром слоган сегодняшнего ЦК «Орджоникидзевский»:

«Возможность ОТКРЫТЬ себя. ВМЕСТЕ сделать МИР ярче!»

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города